1

ОБ ОБРАЗОВАНИИ

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАРАКАЛПАКСТАН

ОБ ОБРАЗОВАНИИ

 

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области образования.

Статья 2. Законодательство об образовании

Законодательство об образовании состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Каракалпакстан об образовании, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

государственная аккредитация – процесс государственного признания соответствия деятельности государственных образовательных учреждений и организаций, негосударственных образовательных организаций (далее – образовательные организации) государственным образовательным стандартам, государственным образовательным требованиям и учебным программам, а также предоставление права выдачи их выпускникам документов об образовании;

государственное образовательное учреждение – учреждение, созданное органами государственной власти и управления на базе имущества, находящегося в государственной собственности, предоставляющее образование в соответствии с государственными образовательными стандартами и государственными образовательными требованиями;

государственные образовательные стандарты – совокупность требований к содержанию и качеству образования, устанавливаемых государством;

государственные образовательные требования – обязательные требования, предъявляемые к структуре, содержанию и условиям реализации образования, а также к физическим, личностным, интеллектуальным, научным и профессиональным качествам обучающихся;

квалификация – уровень знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующий подготовленность лица к выполнению определенного вида профессиональной деятельности, подтверждаемый соответствующим документом об образовании;

специальность – наименование конкретного вида профессиональной подготовки, которая завершается присвоением квалификации;

негосударственная образовательная организация – юридическое лицо, оказывающее образовательные услуги на основании лицензии на право осуществления деятельности по оказанию образовательных услуг в соответствии с государственными образовательными стандартами, государственными образовательными требованиями и учебными программами;

воспитание – системный процесс, направленный на всестороннее развитие молодого поколения на основе конкретного целевого и социально-исторического опыта, формирование сознания, духовно-нравственных ценностей и мировоззрения;

образование – системный процесс, направленный на предоставление обучающимся глубоких теоретических знаний, умений и практических навыков, а также на формирование общеобразовательных и профессиональных знаний, умений и навыков, развитие способностей;

образовательный кампус – образовательно-воспитательная среда, обеспечивающая высокую эффективность учебного процесса, духовно-нравственного воспитания, включающая комплекс зданий и сооружений, образовательные корпуса, научно-исследовательские институты (центры), производственные комплексы и технопарки, места временного проживания участников образовательно-воспитательного процесса, лаборатории, информационно-ресурсные центры (библиотеки), спортивные сооружения, объекты общественного питания, объединенные на единой территории;

участники образовательно-воспитательного процесса – обучающиеся, родители или иные законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители;

аттестация образовательных организаций – основная форма государственного контроля по оценке деятельности образовательных организаций и определению содержания, уровня и качества подготовки кадров в соответствии с государственными образовательными стандартами, государственными образовательными требованиями и учебными программами.

Статья 4. Основные принципы в области образования

Основными принципами в области образования являются:

признание приоритетности образования;

свобода выбора формы получения образования;

недопустимость дискриминации в области образования;

обеспечение равных возможностей для получения образования;

внедрение национальных и общечеловеческих ценностей в образование и воспитание;

гуманистический, демократический характер образования и воспитания;

непрерывность и преемственность образования;

обязательность одиннадцатилетнего образования и годичной подготовки к общему среднему образованию детей от шести до семилетнего возраста;

общедоступность образования в пределах государственных образовательных стандартов и государственных образовательных требований;

единство и дифференцированность подхода к выбору учебных программ;

образование на протяжении всей жизни человека;

гарантия социальной защиты педагогов в обществе;

светский характер системы образования;

поощрение образованности, одаренности и таланта;

сочетание государственного и общественного управления в системе образования;

открытость и прозрачность в области образовательной деятельности.

Статья 5. Право на образование

Каждому гарантируются равные права на получение образования независимо от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения.

Право на образование обеспечивается:

развитием образовательных организаций;

поддержкой в образовательных организациях инновационной деятельности и реализацией учебных программ с применением инновационных технологий;

организацией образования с отрывом (дневное) и без отрыва (заочное, вечернее, дистанционное) от производства;

подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров;

получением бесплатного общего среднего, среднего специального и начального профессионального образования;

предоставлением гражданам, получившим образование в семье или путем самообразования, а также лицам, не получившим общее среднее образование, права на аттестацию в порядке экстерната в аккредитованных государственных образовательных учреждениях.

Иностранные граждане вправе получать образование в Республике Каракалпакстан в соответствии с международными договорами и законодательством Республики Узбекистан.

Лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Узбекистан, имеют равные права с гражданами Республики Узбекистан на получение образования.

 

Глава 2. Система, виды и формы образования

Статья 6. Система образования

Система образования включает в себя:

государственные образовательные стандарты, государственные образовательные требования, учебные планы и учебные программы;

образовательные организации, реализующие государственные образовательные стандарты, государственные образовательные требования и учебные программы;

организации, осуществляющие оценку качества образования;

научно-педагогические учреждения, выполняющие исследовательскую работу, необходимую для обеспечения функционирования и развития системы образования;

органы государственного управления в области образования, а также подведомственные им организации.

Система образования является единой и непрерывной.

Статья 7. Виды образования

Видами образования являются:

дошкольное образование и воспитание;

общее среднее и среднее специальное образование;

профессиональное образование;

высшее образование;

послевузовское образование;

переподготовка и повышение квалификации кадров;

внешкольное образование.

Статья 8. Дошкольное образование и воспитание

Дошкольное образование и воспитание является видом образования, направленным на обучение и воспитание детей, их интеллектуальное, духовно-нравственное, этическое, эстетическое и физическое развитие, а также на подготовку детей к общему среднему образованию.

Дошкольное образование и воспитание также предусматривает обязательную годичную подготовку детей в возрасте от шести до семи лет к начальному образованию.

Порядок организации дошкольного образования и воспитания определяется настоящим Законом, а также Законом Республики Узбекистан «О дошкольном образовании и воспитании».

Статья 9. Общее среднее и среднее специальное образование

Общее среднее и среднее специальное образование направлено на освоение общеобразовательных учебных программ, необходимых знаний, умений и навыков.

Ступенями общего среднего образования (I – XI классы) являются:

начальное образование (I – IV классы);

базовое среднее образование (V – IX классы);

среднее образование (X – XI классы).

В первый класс общей средней образовательной организации дети принимаются в год исполнения им семи лет.

Начальное образование направлено на формирование у обучающихся основ грамотности, знаний, умений и навыков, необходимых для продолжения общего среднего образования.

Базовое среднее образование предоставляет обучающимся в соответствии с учебной программой необходимый объем знаний, умений и навыков, развивает у них самостоятельное мышление и аналитические способности.

В рамках базового среднего образования (после VII класса) для формирования у обучающихся первичных знаний и навыков по профессиям осуществляются меры по их профессиональной диагностике и ориентации.

Среднее образование обеспечивает усвоение обучающимися необходимых знаний, умений и навыков в соответствии с учебной программой, а также выбор последующего вида образования и овладение профессиями, не требующими высокой квалификации.

Порядок организации профессиональной диагностики и ориентации, а также подготовки обучающихся профессиям, не требующим высокой квалификации, устанавливается законодательством.

Общее среднее образование осуществляется в общих средних образовательных организациях непрерывно, в течение обязательных одиннадцати лет.

Среднее специальное образование осуществляется в течение двух лет на основе девятилетнего базового среднего образования в академических лицеях и обеспечивает ускоренное развитие интеллектуальных способностей, а также углубленное, дифференцированное, профессионально и личностно-ориентированное образование обучающихся.

Общее среднее и среднее специальное образование в негосударственных образовательных организациях могут осуществляться на платно-контрактной основе.

Для развития способностей одаренных и талантливых детей могут создаваться Президентские, творческие и иные специализированные школы, а также школы-интернаты.

Дети с физическими, умственными, сенсорными (чувственными) или психическими нарушениями, а также дети, нуждающиеся в длительном лечении, получают образование в государственных специализированных образовательных учреждениях, общих средних и средних специальных образовательных организациях в инклюзивной форме или в индивидуальном порядке в домашних условиях.

Количество обучающихся в классах (группах) общих средних и средних специальных образовательных организаций не должно превышать тридцати пяти.

Статья 10. Профессиональное образование

Профессиональное образование по приобретаемой профессии и специальности включает следующие уровни:

начальное профессиональное образование;

среднее профессиональное образование;

среднее специальное профессиональное образование.

Начальное профессиональное образование осуществляется в профессиональных школах на базе выпускников IX классов на основе двухлетних интегрированных учебных программ общеобразовательных предметов и предметов специальностей по дневной форме обучения на бесплатной основе.

Среднее профессиональное образование осуществляется в колледжах на базе общего среднего, среднего специального и начального профессионального образования по дневной, вечерней и заочной формам обучения продолжительностью до двух лет, исходя из сложности профессий и специальностей на основе государственного заказа или платного контракта.

Среднее специальное профессиональное образование осуществляется в техникумах на базе общего среднего, среднего специального, начального профессионального и среднего профессионального образования по дневной, вечерней и заочной формам обучения продолжительностью не менее двух лет, исходя из сложности профессий и специальностей на основе государственного заказа или платного контракта.

Граждане, получившие до вступления в силу настоящего Закона среднее специальное, профессиональное образование (девятилетнее общее среднее и трехгодичное среднее специальное, профессиональное образование), также имеют право на получение среднего профессионального и среднего специального профессионального образования.

Профессиональные школы, колледжи и техникумы обеспечивают получение обучающимися выбранной ими профессии и специальности.

Граждане имеют право получать второе и последующее профессиональное образование на договорной основе.

Статья 11. Высшее образование

Высшее образование обеспечивает подготовку высококвалифицированных кадров по направлениям образования бакалавриата и специальностям магистратуры.

Подготовка кадров с высшим образованием осуществляется в высших образовательных организациях (университеты, академии, институты, высшие школы). Высшее образование имеют право получить лица, имеющие общее среднее (одиннадцатилетнее образование), среднее специальное (девятилетнее базовое среднее и двухгодичное среднее специальное образование), начальное профессиональное образование (девятилетнее базовое среднее и двухгодичное начальное профессиональное образование), а также лица, получившие до вступления в силу настоящего Закона среднее специальное, профессиональное образование (девятилетнее общее среднее и трехгодичное среднее специальное, профессиональное образование).

Высшее образование имеет две ступени – бакалавриат и магистратура.

Бакалавриат является базовым высшим образованием, предоставляющим углубленные знания, умения и навыки по одному из направлений высшего образования, продолжительностью обучения не менее трех лет.

Магистратура является высшим образованием по конкретной специальности на базе соответствующего бакалавриата с продолжительностью обучения не менее одного года.

Перечень специальностей магистратуры и соответствующих им направлений образования бакалавриата устанавливается уполномоченным органом государственного управления в области образования.

Граждане имеют право получать второе и последующее высшее образование на договорной основе.

Статья 12. Послевузовское образование

Послевузовское образование может быть получено в высших образовательных и научных организациях.

Послевузовское образование обеспечивает подготовку научных и научно-педагогических кадров с ученой степенью на основе базовой докторантуры, докторантуры и самостоятельного исследования, предусматривающую углубленное изучение специальности и ведение научных изысканий в целях подготовки и защиты докторской диссертации.

Базовая докторантура является формой послевузовского образования по специальности научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации для соискателей ученой степени доктора философии (Doctor of Philosophy (PhD) с отрывом от производства.

Докторантура является формой послевузовского образования по специальности научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации для соискателей ученой степени доктора наук (Doctor of Science (DSc) с отрывом от производства.

Самостоятельное исследование является формой послевузовского образования по специальности научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации для соискателей ученых степеней доктора философии (Doctor of Philosophy (PhD) или доктора наук (Doctor of Science (DSc) без отрыва от производства.

Порядок подготовки научных и научно-педагогических кадров, присуждения ученых степеней и ученых званий, а также особенности получения послевузовского образования в военных, медицинских и других образовательных организациях определяются законодательством.

Продолжительность послевузовского образования определяется законодательством.

Статья 13. Переподготовка и повышение квалификации кадров

Переподготовка кадров обеспечивает овладение необходимым объемом дополнительных профессиональных знаний, умений и навыков для осуществления деятельности по направлениям, соответствующим базовым профессиям и специальностям.

Повышение квалификации кадров обеспечивает углубление и обновление профессиональных знаний, умений и навыков, служит повышению категории, степени, разряда и должности кадров.

Формы и сроки переподготовки и повышения квалификации кадров определяются соответствующими государственными образовательными требованиями.

Статья 14. Внешкольное образование

Для удовлетворения потребностей детей, организации их свободного времени и отдыха государственные органы, негосударственные некоммерческие организации, а также коммерческие организации могут создавать внешкольные образовательные организации культурно-эстетического, научного, технического, спортивного направления.

Внешкольное образование в качестве составной части непрерывного образования детей направлено на развитие их талантов и способностей, удовлетворение их духовных потребностей.

К внешкольным образовательным организациям относятся дворцы, дома, клубы и центры детского, юношеского творчества, детские школы «Баркамол авлод», детско-юношеские спортивные школы, детские школы музыки и искусств, студии, информационно-библиотечные и оздоровительные учреждения.

Порядок предоставления внешкольного образования определяется уполномоченным органом государственного управления в области образования.

Статья 15. Формы получения образования

Формами получения образования являются:

образование с отрывом от производства (дневное);

образование без отрыва от производства (заочное, вечернее, дистанционное);

дуальное образование;

образование в семье и самообразование;

обучение и образование взрослых;

инклюзивное образование;

образование в порядке экстерната;

подготовка кадров в области обороны, безопасности и правоохранительной деятельности

Статья 16. Дистанционное образование

Дистанционное образование направлено на получение обучающимися необходимых знаний, умений и навыков в соответствии с учебными планами и учебными программами на расстоянии с использованием информационно-коммуникационных технологий и всемирной информационной сети Интернет.

Порядок организации дистанционного образования определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 17. Дуальное образование

Дуальное образование направлено на получение обучающимися необходимых знаний, умений и навыков, теоретическая часть которых осуществляется на базе образовательной организации, практическая часть — на рабочем месте обучающегося.

Порядок организации дуального образования определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 18. Образование в семье и самообразование

Государство оказывает содействие в получении образования в семье и самообразованию. Образование детей в семье и самообразование осуществляются по соответствующим учебным программам с предоставлением методической и консультативной помощи.

Порядок получения образования в семье и самообразования, а также категории обучающихся определяются соответствующими уполномоченными органами государственного управления в области образования.

Образование в семье осуществляется на основе договора между государственным образовательным учреждением и родителями или иными законными представителями обучающихся с учетом интересов детей, семьи, государства и общества.

Самообразование осуществляется в индивидуальном порядке и способствует профессиональному, интеллектуальному, духовному и культурному развитию обучающихся.

Выдача документа об образовании государственного образца лицам, получившим образование в семье и путем самообразования, осуществляется в соответствии с утвержденной учебной программой государственных образовательных учреждений в порядке экстерната.

Статья 19. Обучение и образование взрослых

Обучение и образование взрослых являются центральными компонентами обучения на протяжении всей жизни, которые включают все формы образования и обучения, направленные на обеспечение участия взрослых в жизни общества и трудовой деятельности, а также охватывают всю совокупность процессов формального, неформального и информального образования.

Формальное образование является институционализированным (воплощающим определенные правила и нормы), целенаправленным и спланированным при участии государственных образовательных учреждений и аккредитованных негосударственных образовательных организаций.

Неформальное образование является институционализированным (воплощающим определенные правила и нормы), целенаправленным и спланированным лицом или организацией, обеспечивающей предоставление образовательных услуг, является дополнением и (или) альтернативой формального образования в обучении в течение всей жизни личности.

Информальное образование является целенаправленным, но не институционализированным (невоплощающим определенные правила и нормы), менее организованным и структурированным, чем формальное или неформальное образование и может включать учебную деятельность в семье, на рабочем месте, по месту жительства и в повседневной жизни.

Статья 20. Инклюзивное образование

Инклюзивное образование направлено на обеспечение равного доступа к образованию в образовательных организациях для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Для детей (лиц) с физическими, умственными, сенсорными (чувственными) или психическими нарушениями в образовательных организациях организуется инклюзивное образование.

Порядок организации инклюзивного образования определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 21. Образование в порядке экстерната

Получение образования в порядке экстерната включает в себя самостоятельное освоение учебных программ, по итогам которых от обучающихся требуется прохождение итоговых и государственных аттестаций в государственных образовательных учреждениях.

Порядок получения образования в порядке экстерната определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 22. Подготовка кадров в области обороны, безопасности и правоохранительной деятельности

Подготовка кадров в области обороны, безопасности и правоохранительной деятельности осуществляется исходя из их специфики в соответствии с законодательством.

 

Глава 3. Управление системой образования

Статья 23. Полномочия Совета Министров Республики Каракалпакстан в области образования

Совет Министров Республики Каракалпакстан:

по согласованию с уполномоченными органами государственного управления в области образования создают, реорганизуют и ликвидируют государственные образовательные учреждения, за исключением образовательных учреждений республиканского подчинения;

в пределах своих полномочий устанавливают объем финансирования для государственных образовательных учреждений на соответствующей территории;

взаимодействуют с органами самоуправления граждан, негосударственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества по вопросам развития образовательных организаций;

определяют территории (микроучастки), прикрепленные к государственным общим средним образовательным учреждениям;

содействуют образовательным организациям в осуществлении международного сотрудничества в области образования;

разрабатывают программы по созданию необходимых условий на местах для обучающихся с целью обеспечения им качественного образования, воспитания, формирования и проявления их способностей;

в пределах своих полномочий развивают государственно-частное партнерство в области образования и содействуют расширению сети негосударственных образовательных организаций;

оказывают содействие в обеспечении занятости выпускников общих средних образовательных организаций;

вносит предложения в уполномоченные органы по созданию государственных высших и средних образовательных учреждений и их филиалов, а также высших, средних и профессиональных образовательных учреждений с участием государства и их филиалов на территории Республики  Каракалпакстан.

Совет Министров Республики Каракалпакстан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 24. Полномочия регионального отдела Республики Каракалпакстан Государственной инспекции по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан в области образования

Государственная инспекция по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан (далее – Инспекция по образованию) является специальным уполномоченным органом государственного управления в области образования, реализующим государственную политику в области контроля за качеством образовательно-воспитательного процесса, профессорско-преподавательского состава, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в системе образования.

Выполнение полномочии Государственной инспекции по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан в области образования на территории Республики Каракалпакстан обеспечивает региональный отдел Республики Каракалпакстан Государственной инспекции по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан (в последующем в тексте будет называться Региональный отдел инспекции образования).

Региональный отдел инспекции образования:

проводит аттестацию и государственную аккредитацию образовательных организаций, а также аттестацию педагогических работников образовательных организаций;

осуществляет мониторинг качества образовательно-воспитательного процесса в образовательных организациях;

осуществляет контроль и участвует в процессе присвоения должностей и квалификационных категорий педагогическим работникам дошкольных, общих средних, средних специальных, профессиональных и внешкольных образовательных организаций;

выдает негосударственным образовательным организациям лицензии;

определяет рейтинг образовательных организаций;

вносит представления в соответствующие уполномоченные органы государственного управления и образовательные организации по выявленным нарушениям законодательства об образовании.

Инспекция по образованию может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 25. Полномочия Агентства по развитию Президентских, творческих и специализированных школ при Кабинете Министров Республики Узбекистан в области образования

Агентство по развитию Президентских, творческих и специализированных школ при Кабинете Министров Республики Узбекистан:

осуществляет выработку и реализацию государственной политики в сфере выявления, отбора, обучения и воспитания молодежи в Президентских, творческих и специализированных школах;

утверждает государственные образовательные стандарты, предъявляемые к Президентским, творческим и специализированным школам;

осуществляет единую координацию и методическое руководство деятельностью Президентских, творческих и специализированных школ в соответствии с государственными образовательными стандартами;

укрепляет материально-техническую базу Президентских, творческих и специализированных школ, проводит мониторинг и координацию работ по эксплуатации зданий и сооружений в данных школах.

Агентство по развитию Президентских, творческих и специализированных школ при Кабинете Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 26. Обеспечение выполнения полномочий Уполномоченных органов государственного управления в области образования на территории Республики Каракалпакстан

Уполномоченными органами государственного управления в области образования являются Министерство дошкольного образования, Министерство народного образования, Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан.

Выполнение полномочий уполномоченных органов государственного управления в области образования на территории Республики Каракалпакстан обеспечивают Министерство дошкольного образования, Министерство народного образования, Управление развития и координации профессионального образования и высшие учебные заведения Республики Каракалпакстан.

Министерство дошкольного образования, Министерство народного образования Управление развития и координации профессионального образования и высшие учебные заведения Республики Каракалпакстан в пределах своих полномочий:

Обеспечивают реализацию единой государственной политики в области образования;

участвуют в разработке и обеспечивают реализацию отраслевых государственных программ в области образования;

координируют деятельность и осуществляют методическое руководство образовательными организациями;

осуществляют контроль за исполнением образовательными организациями требований государственных образовательных стандартов (в том числе государственного стандарта дошкольного образования и воспитания), государственных образовательных требований к уровню образования и качеству профессиональной подготовки кадров;

участвуют в разработке государственных образовательных стандартов (в том числе государственный стандарт дошкольного образования и воспитания) и государственных образовательных требований и обеспечивают их реализацию;

осуществляют контроль за оценкой знаний, умений и навыков обучающихся;

участвуют в определении перечня профессий и специальностей профессионального образования, направлений образования бакалавриата и специальностей магистратуры высшего образования, а также области знаний и области образования;

обеспечивают внедрение в образовательно-воспитательный процесс прогрессивных форм обучения, новых педагогических технологий, технических и информационных средств обучения;

участвуют в разработке мер, направленных на повышение качества профессиональной подготовки кадров в образовательных организациях, совершенствовании учебных программ;

организуют подготовку и публикацию учебной литературы;

участвуют в разработке и обеспечивают соблюдение нормативно-правовых актов по оценке успеваемости, организации учебного процесса, итоговой государственной аттестации обучающихся;

организуют подготовку, переподготовку и повышение квалификации руководящих и педагогических кадров образовательных организаций;

вносят предложения по потребности в материально-технических ресурсах в образовательных организациях;

участвуют в разработке нормативно-правовых актов в области образования;

осуществляют международное сотрудничество в области образования.

Министерство дошкольного образования, Министерство народного образования, Управление развития и координации профессионального образования и высшие учебные заведения Республики Каракалпакстан могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 27. Полномочия органов государственной власти на местах в области образования

Органы государственной власти на местах:

по согласованию с уполномоченными органами государственного управления в области образования создают, реорганизуют и ликвидируют государственные образовательные учреждения, за исключением образовательных учреждений республиканского подчинения;

в пределах своих полномочий устанавливают объем финансирования для государственных образовательных учреждений на соответствующей территории;

взаимодействуют с органами самоуправления граждан, негосударственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества по вопросам развития образовательных организаций;

определяют территории (микроучастки), прикрепленные к государственным общим средним образовательным учреждениям;

содействуют образовательным организациям в осуществлении международного сотрудничества в области образования;

разрабатывают программы по созданию необходимых условий на местах для обучающихся с целью обеспечения им качественного образования, воспитания, формирования и проявления их способностей;

в пределах своих полномочий развивают государственно-частное партнерство в области образования и содействуют расширению сети негосударственных образовательных организаций;

оказывают содействие в обеспечении занятости выпускников общих средних образовательных организаций.

Органы государственной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 28. Управление образовательным учреждением

Управление образовательным учреждением осуществляют соответственно:

педагогический совет;

наблюдательный (попечительский) совет;

совет высшего учебного заведения;

руководитель образовательного учреждения.

В образовательных учреждениях могут создаваться органы общественного управления.

В управлении образовательными учреждением и подготовке кадров участвуют потребители кадров.

 

Глава 4. Организация образовательной деятельности и осуществление ее контроля

Статья 29. Правовой статус образовательных учреждений

Образовательные учреждения Республики Каракалпакстан и их филиалы, а также филиалы образовательных учреждений иностранных государств создаются со статусом юридического лица.

Образовательные услуги в форме семейной негосударственной дошкольной образовательной организации осуществляются физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя.

Негосударственные образовательные организации вправе заниматься образовательной деятельностью со дня получения лицензии.

Образовательные учреждения осуществляют свою деятельность на основе устава и (или) иных учредительных документов.

Образовательные учреждения вправе объединяться в учебно-воспитательные и учебно-научно-производственные комплексы.

В образовательных учреждениях не допускается создание организационных структур политических партий.

Статья 30. Создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений

Государственные высшие, средние специальные, профессиональные образовательные учреждения и их филиалы, а также высшие, средние специальные, профессиональные образовательные учреждения с участием государства и их филиалы создаются решениями Президента Республики Узбекистан или постановлениями Кабинета Министров Республики Узбекистан.

С целью удовлетворения потребностей экономики и социальной сферы в квалифицированных кадрах с высшим образованием, а также потребности населения в получении высшего образования на территории страны могут быть созданы филиалы (центры, образовательные кампусы) и другие подразделения иностранных высших образовательных учреждений.

Подразделения иностранных высших образовательных учреждений создаются в Республике Каракалпакстан со статусом юридического лица.

По вопросам организации деятельности филиалов (центров, образовательных кампусов) и других подразделений иностранных высших образовательных учреждений, а также образовательных учреждений международных организаций в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан могут приниматься решения Президента Республики Узбекистан или постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан.

Государственные образовательные учреждения по переподготовке и повышению квалификации кадров создаются:

Кабинетом Министров Республики Узбекистан в форме институтов и центров;

соответствующими министерствами, государственными комитетами и ведомствами по согласованию с Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан в форме факультетов и курсов высших образовательных учреждений.

Государственные общие средние и внешкольные образовательные учреждения:

республиканского подчинения создаются министерствами, государственными комитетами и ведомствами, находящимися в подчинении Республики Узбекистан, по согласованию с Советом Министров Республики Каракалпакстан;

находящиеся в подчинении Республики Каракалпакстан создаются соответственно Советом Министров Республики Каракалпакстан, по согласованию с Министерством народного образования Республики Узбекистан;

находящиеся в подчинении районов и городов создаются хокимиятами районов и городов по согласованию с Министерством народного образования Республики Каракалпакстан.

Создание негосударственных образовательных организаций осуществляется их учредителями.

Реорганизация и ликвидация образовательных организаций осуществляются в порядке, установленном законодательством.

Сведения о создании, реорганизации и ликвидации образовательных организаций предоставляются в органы государственной статистики, Инспекцию по образованию и территориальные органы Министерства занятости и трудовых отношений Республики Каракалпакстан.

Статья 31. Негосударственные образовательные организации

Негосударственные образовательные организации осуществляют свою деятельность на основании лицензии.

Негосударственные образовательные организации оказывают образовательные услуги в соответствии с лицензионными требованиями и условиями.

Негосударственные образовательные организации, оказывающие образовательные услуги в соответствии с государственными образовательными стандартами и государственными образовательными требованиями, выдают выпускникам документы об образовании государственного образца.

Негосударственные образовательные организации, оказывающие образовательные услуги по самостоятельно разработанным и указанным в лицензии учебным программам, выдают выпускникам документы об образовании, признаваемые в Республике Узбекистан.

Негосударственные образовательные организации для организации образовательно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов принимают меры по созданию необходимых условий и привлечению высокопрофессиональных педагогических и других кадров.

Обучение по учебным программам, разработанным негосударственными образовательными организациями, осуществляется на основании договора, заключенного между обучающимся либо его родителями или иными законными представителями и негосударственной образовательной организацией, в котором определяются сроки, условия обучения и оплаты, права и обязанности сторон и иные условия.

Статья 32. Устав образовательной организации

Устав образовательной организации разрабатывается с учетом особенностей видов образования.

В уставе образовательной организации, как правило, указываются следующие положения:

виды и формы образования;

цели и задачи образовательной организации;

организация и содержание учебно-воспитательных и научно-методических работ;

порядок приема в образовательную организацию;

структура, органы управления и общественные структуры образовательной организации;

статус, права и обязанности обучающихся, педагогических кадров, сотрудников по учебно-воспитательной работе, административно-управленческого персонала;

имущество и средства образовательной организации;

порядок создания, реорганизации и ликвидации образовательной организации.

Типовой устав образовательной организации разрабатывается для:

общих средних образовательных организаций, специализированных школ и внешкольных образовательных организаций – Министерством народного образования Республики Узбекистан;

Президентских, творческих и специализированных школ – Агентством по развитию Президентских, творческих и специализированных школ при Кабинете Министров Республики Узбекистан;

специализированных школ при высших образовательных учреждениях, средних специальных, профессиональных и высших образовательных организаций — Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан;

образовательных организаций по переподготовке и повышению квалификации кадров – соответствующими министерствами, государственными комитетами и ведомствами.

Устав образовательной организации утверждается учредителями образовательной организации и регистрируется в Центре государственных услуг по территориальной принадлежности.

Статья 33. Язык обучения

Порядок использования языка обучения в образовательных организациях регулируется Законом Республики Каракалпакстан «О государственном языке».

Статья 34. Государственные образовательные стандарты и государственные образовательные требования

Государственные образовательные стандарты устанавливают требования к содержанию и качеству общего среднего, среднего специального, профессионального и высшего образования.

Государственные образовательные требования определяют:

содержание внешкольного образования, послевузовского образования, а также переподготовки и повышения квалификации кадров;

структуру образования и условия осуществления образования;

нормы о физических, личностных, интеллектуальных, научных и профессиональных качествах обучающихся.

В дошкольных образовательных организациях применяется государственный стандарт дошкольного образования и воспитания.

Выполнение государственных образовательных стандартов и (или) государственных образовательных требований является обязательным для всех образовательных организаций, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой настоящей статьи.

Негосударственные образовательные организации могут осуществлять образовательную деятельность на основе самостоятельно разработанных и указанных в лицензии учебных программ.

Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан обеспечивает разработку государственных образовательных стандартов, квалификационных требований, учебных планов и учебных программ высшего, среднего специального и профессионального образования. Для этих целей Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан определяет базовые государственные высшие и профессиональные образовательные учреждения.

Базовые государственные высшие и профессиональные образовательные учреждения осуществляют подготовку государственных образовательных стандартов, квалификационных требований, учебных планов и учебных программ при участии потребителей кадров. Государственные образовательные стандарты разрабатываются на основе профессиональных стандартов.

Министерство народного образования Республики Каракалпакстан на основе государственных образовательных стандартов Министерства народного образования Республики Узбекистан обеспечивает разработку государственных образовательных стандартов предметов Каракалпакского язык и литература, Каракалпакский язык (государственный язык), История Каракалпакстана, География Каракалпакстана.

Государственные образовательные стандарты, квалификационные требования, учебные планы и учебные программы высшего, профессионального, среднего специального и общего среднего образования утверждаются соответственно Министерством высшего и среднего специального образования, Министерством народного образования Республики Узбекистан и Агентством по развитию Президентских, творческих и специализированных школ при Кабинете Министров Республики Узбекистан. Другие министерства, государственные комитеты и ведомства, наделенные соответствующими полномочиями, разрабатывают и утверждают государственные образовательные стандарты по согласованию с Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан.

Государственные образовательные требования разрабатываются и утверждаются соответствующими уполномоченными органами государственного управления в области образования.

Обучение лиц с физическими, умственными, сенсорными (чувственными) или психическими нарушениями осуществляется на основании специальных учебных программ.

Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан может наделять государственные высшие образовательные учреждения полномочиями по оказанию образовательных услуг на основе самостоятельно разработанных и утвержденных учебных программ, квалификационных требований и учебных планов.

Статья 35. Внедрение учебных планов и учебных программ в образовательный процесс

Учебные планы и учебные программы разрабатываются на основе целей и задач соответствующих ступеней образования.

Содержание, порядок разработки и внедрения учебных планов и учебных программ в соответствующих государственных образовательных учреждениях и организациях определяются Министерством дошкольного образования, Министерством народного образования, Агентством по развитию Президентских, творческих и специализированных школ при Кабинете Министров Республики Узбекистан и Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан.

Учебные программы общеобразовательных предметов должны быть направлены на всестороннее развитие личности, формирование знаний, умений, навыков, кругозора и развитие способностей обучающихся.

Учебные программы профессиональных предметов направлены на овладение обучающимися соответствующих профессий и специальностей.

Внедрение учебных планов и учебных программ в образовательный процесс осуществляется образовательными организациями.

В процессе внедрения учебных планов и учебных программ применяются современные педагогические технологии, инновационные формы и методы обучения, информационно-коммуникационные технологии.

При внедрении в образовательный процесс учебных планов и учебных программ образовательные организации могут использовать технологии обучения, основанные на кредитно-модульной системе.

В учебном плане, как правило, отражаются график образовательного процесса, начало, срок и периодичность обучения, учебные годы, четверти, семестры, практика, каникулы и аттестация, количество отведенных недель, изучаемые предметы (модули) и часы (кредиты), отведенные им, и другие необходимые параметры.

В учебных планах профессионального и высшего образования, переподготовки и повышения квалификации кадров предусматривается прохождение практики для обучающихся.

Порядок и организация прохождения практики обучающимися определяются соответствующими уполномоченными органами государственного управления в области образования.

Учебные планы профессионального и высшего образования формируются из предметов по специальностям, а также общепрофессиональных, математических, естественно-научных, гуманитарных и дополнительных предметов в соответствии с государственными образовательными стандартами.

В базовый учебный план общеобразовательных школ, расположенных в Республике Каракалпакстан Министерством народного образования Республики Каракалпакстан по согласованию с Министерством образования Республики Узбекистан в пределах утвержденного количество часов вводятся и преподаются предметы Каракалпакский язык и литература, Каракалпакский язык (государственный язык) История Каракалпакстана, География Каракалпакстана.

Не допускается включение в учебные планы дополнительных предметов на основании поручений органов государственного управления и другим путем, не предусмотренным настоящим Законом.

Статья 36. Экспериментальная и инновационная деятельность в области образования

Экспериментальная и инновационная деятельность в области образования осуществляется с целью модернизации образования и направлена на разработку новых образовательных технологий и ресурсов, проведение их испытаний и внедрение в образовательный процесс. Порядок и условия осуществления экспериментальной и инновационной деятельности устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Уполномоченные органы государственного управления в области образования и Совет Министров Республики Каракалпакстан в пределах своих полномочий создают условия для реализации инновационных учебных программ и проектов, внедрения их результатов в практику.

Исходя из потребностей экономического развития и инновационной деятельности государством создаются соответствующие условия для внедрения в производственный процесс результатов научно-исследовательской работы ученых высших образовательных организаций, а также поэтапного перехода высших образовательных организаций на более совершенные формы образовательного процесса.

Образовательные организации в экспериментальной и инновационной деятельности могут использовать технологии дистанционного образования.

Статья 37. Открытость и прозрачность деятельности образовательных организаций

Открытость и прозрачность деятельности образовательных организаций обеспечиваются открытыми информационными ресурсами о деятельности образовательных организаций, размещаемыми на их официальных веб-сайтах во всемирной сети Интернет.

На официальных веб-сайтах образовательных организаций размещаются:

устав образовательной организации;

информация о языках обучения;

государственные образовательные стандарты, государственные образовательные требования;

информация о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности;

лицензия (для негосударственных образовательных организаций);

рейтинг образовательной организации;

сертификат о государственной аккредитации для осуществления образовательной деятельности;

информация о направлениях и результатах научных исследований, а также о научно-исследовательской базе (для высшего образования) для их осуществления;

информация о порядке выдачи стипендий обучающимся, наличии и условиях оказания им социальной помощи;

информация о наличии и количестве мест проживания, а также о размере оплаты за проживание;

информация о количестве педагогов и обучающихся, а также о научном потенциале педагогов.

Руководители образовательных организаций несут персональную ответственность за обеспечение достоверности информации, размещаемой на официальных веб-сайтах образовательных организаций.

Использование информации о деятельности некоторых образовательных организаций может быть ограничено в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

Статья 38. Прием на учебу в образовательные организации

Прием на учебу в образовательные организации для всех претендентов осуществляется на основе принципа обеспечения равных возможностей для получения образования, за исключением отдельных категорий лиц, которым в соответствии с законодательством могут быть предоставлены льготы.

Образовательные организации обязаны ознакомить претендентов и (или) их родителей или иных законных представителей с уставом, лицензией (для негосударственных образовательных организаций), сертификатом о государственной аккредитации, учебной программой и другими документами, регулирующими образовательную деятельность, правами и обязанностями обучающихся.

Дети с физическими, умственными, сенсорными (чувственными) или психическими нарушениями принимаются на учебу по согласию их родителей или иных законных представителей и заключению медико-психолого-педагогической комиссии.

Прием на учебу в отдельные образовательные организации (высшие образовательные учреждения, академические лицеи, Президентские, творческие, специализированные школы и другие) осуществляется на конкурсной основе. При приеме на учебу в образовательные организации на конкурсной основе участникам конкурса предоставляется информация о порядке проведения конкурса.

Прием на учебу в государственные высшие и профессиональные образовательные учреждения осуществляется на основе государственного гранта и (или) платного контракта.

Порядок приема на учебу в государственные образовательные учреждения устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Порядок приема на учебу в негосударственные образовательные организации устанавливается данными образовательными организациями.

Прием иностранных граждан в государственные образовательные учреждения Республики Каракалпакстан осуществляется на основании платного контракта (за исключением случаев выделения государственного гранта).

Параметры приема на учебу в высшие образовательные учреждения на основе государственного гранта устанавливаются Президентом Республики Узбекистан.

При приеме на учебу в высшие образовательные организации для льготного контингента устанавливаются дополнительные параметры приема.

Статья 39. Целевой прием на учебу в государственные образовательные учреждения

Целевой прием на учебу в государственные образовательные учреждения осуществляется в рамках установленных для них параметров приема обучающихся исходя из потребностей соответствующих территорий, сфер и отраслей в кадрах.

Целевой прием на учебу в государственные образовательные учреждения осуществляется на основе договоров, заключаемых между заказчиками кадров, государственными образовательными учреждениями и гражданами.

Поступление граждан в государственные образовательные учреждения в порядке целевого приема на учебу осуществляется на общих основаниях, в соответствии с результатами конкурсного отбора.

Статья 40. Документ об образовании

Выпускникам аккредитованных образовательных организаций, получившим образование в соответствии с государственными образовательными стандартами и государственными образовательными требованиями, выдается документ об образовании государственного образца (аттестат, диплом, сертификат, удостоверение). Документ об образовании государственного образца выдается также лицам, получившие образование в семье или путем самообразования, проходившим итоговую и государственную аттестацию в порядке экстерната по соответствующим учебным программам аккредитованных государственных образовательных учреждений.

К диплому о среднем специальном, профессиональном и высшем образовании прилагается вкладыш с перечнем освоенных дисциплин, их объемов и оценок.

Лицам, защитившим диссертацию для получения соответствующей ученой степени, присуждается ученая степень доктора философии (Doctor of Philosophy (PhD) или доктора наук (Doctor of Science (DSc) и выдается диплом государственного образца.

На основе двусторонних соглашений между правительствами Республики Узбекистан и иностранных государств может осуществляться взаимное признание документов об образовании.

Лицам, не завершившим соответствующий вид непрерывного образования, выдается справка установленного образца.

Документ об образовании государственного образца, а также документ об образовании, выдаваемый негосударственными образовательными организациями и признаваемый в Республике Узбекистан, дает право продолжить обучение по последующему виду (уровню) непрерывного образования или работать по соответствующей профессии и специальности.

На основе договора, заключенного между высшими образовательными организациями иностранных государств и Республики Узбекистан, их выпускникам может быть выдан двойной диплом (Double Diploma), признаваемый на территории Республики Узбекистан в качестве документа о высшем образовании.

Статья 41. Рейтинг образовательных организаций

Рейтинг образовательных организаций:

формирование здоровой конкурентной среды между образовательными организациями;

стимулирование роста уровня и повышения качества научно-педагогической деятельности;

эффективное использование научного потенциала педагогических работников;

достижение высоких показателей качества обучения;

подготовка квалифицированных кадров, востребованных на рынке труда.

Руководитель образовательной организации несет персональную ответственность за достоверность сведений, предоставленных образовательной организацией для определения ее рейтинга.

Статья 42. Мониторинг в системе образования

Мониторинг в системе образования включает в себя изучение и наблюдение за состоянием образования, динамикой изменения результатов образования, условиями, созданными для осуществления образовательной деятельности, а также анализ сведений о контингенте обучающихся и принятие управленческих решений.

Мониторинг образовательных организаций осуществляется Инспекцией по образованию, уполномоченными органами государственного управления в области образования и их территориальными подразделениями.

Информация об анализе состояния образования и перспективах его развития размещается на официальных веб-сайтах Инспекции по образованию, уполномоченных органов государственного управления в области образования и их территориальных подразделений, а также образовательных организаций.

К сведениям в системе образования относятся официальные статистические данные, результаты мониторинга системы образования, данные уполномоченных органов государственного управления в области образования и их территориальных подразделений, органов государственной власти на местах и образовательных организаций.

Статья 43. Государственный контроль в области образования

 Государственный контроль в области образования осуществляется путем установления соответствия содержания и качества предоставляемого образования государственным образовательным стандартам, государственным образовательным требованиям и учебным программам, а также требованиям настоящего Закона.

Образовательные организации содействуют Инспекции по образованию, уполномоченным органам государственного управления в области образования в осуществлении контроля за качеством образования.

Инспекция по образованию в случае выявления несоответствия содержания и качества образования, предоставляемого образовательными организациями, законодательству об образовании вносит им предписание по его устранению. В случае неустранения выявленного несоответствия Инспекция по образованию вправе аннулировать сертификат о государственной аккредитации образовательной организации в соответствии с законодательством.

Не допускается проверка качества образования, организации образовательного процесса, трудовой деятельности педагогических работников, успеваемости обучающихся образовательных организаций органами, не имеющими полномочий по контролю за качеством образования.

Инспекция по образованию осуществляет контроль и мониторинг за качеством образования в негосударственных образовательных организациях с уведомлением Уполномоченного при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства.

 

Глава 5. Правовой статус педагогических работников образовательных организаций

Статья 44. Право на занятие педагогической деятельностью

Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица с соответствующим образованием, профессиональной подготовкой и обладающие духовно-нравственными качествами. Лица, окончившие магистратуру, и дипломированные специалисты имеют право заниматься педагогической деятельностью по специальности.

Лицам с непедагогическим высшим образованием предоставляется право заниматься педагогической деятельностью в образовательных организациях (за исключением высших образовательных организаций) после прохождения курсов переподготовки, если иное не предусмотрено законодательством.

Мастера производственного обучения вправе заниматься педагогической деятельностью в профессиональных образовательных организациях без прохождения курсов переподготовки.

Профессиональные образовательные организации при необходимости могут привлекать мастеров производственного обучения, а также других специалистов без высшего образования, имеющих соответствующие знания и практические навыки для ведения практических и дополнительных занятий.

Статья 45. Статус педагогических работников и гарантии их деятельности

Статус педагогических работников признается обществом и государством. Педагогическим работникам оказывается социальная поддержка, создаются организационно-правовые условия для осуществления профессиональной деятельности, повышения их социального статуса и авторитета, а также предоставляются гарантии реализации ими своих прав и законных интересов.

Права, честь, достоинство и деловая репутация педагогических работников образовательных организаций находятся под защитой государства.

Вмешательство в профессиональную деятельность педагогических работников образовательных организаций, оказание влияния на правильную и объективную оценку знаний обучающихся, а также воспрепятствование выполнению ими служебных обязанностей не допускаются.

Педагогические работники имеют право:

на защиту своей чести, достоинства и деловой репутации;

на разработку и внедрение авторских программ в пределах учебных программ, разработку методики обучения, а также на использование соответствующих учебных дисциплин, курсов, модулей, проявление творческой активности;

на свободу выбора и использования современных педагогических форм, средств, методов обучения и воспитания;

требовать создания необходимых условий для осуществления ими профессиональной деятельности;

бесплатно пользоваться услугами информационно-ресурсных центров учебных, научных и методических направлений;

принимать участие в разработке государственных образовательных стандартов, государственных образовательных требований, квалификационных требований, учебных планов и учебных программ;

осуществлять научную, научно-исследовательскую и творческую деятельность, участвовать в экспериментальной деятельности, разрабатывать и внедрять инновации;

принимать участие в управлении образовательной организацией, а также в обсуждении вопросов, связанных с деятельностью образовательной организации;

быть представителями работников, вступать в членство профессиональных союзов и негосударственных некоммерческих организаций, участвовать в деятельности других институтов гражданского общества;

объединяться в общественные объединения педагогических работников для представления и защиты своих профессиональных прав и общих интересов;

на защиту от вмешательства в их профессиональную деятельность;

бесплатное прохождение медицинского осмотра в государственных учреждениях здравоохранения (для государственных образовательных учреждений и организаций);

участвовать в защите прав и законных интересов обучающихся.

Педагогические работники могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.

Запрещается привлекать педагогических работников к любой другой работе, не связанной с их должностными обязанностями.

Статья 46. Обязанности педагогических работников

Педагогические работники обязаны:

уважать честь, достоинство и деловую репутацию участников образовательно-воспитательного процесса;

качественно проводить учебные занятия;

использовать информационно-коммуникационные технологии, передовые и инновационные формы и методы обучения и воспитания;

учитывать психологические и индивидуальные особенности, состояние физического и психического здоровья, физиологического развития обучающихся, уделять внимание созданию условий для обучения лиц с физическими, умственными, сенсорными (чувственными) или психическими нарушениями;

проводить образовательно-воспитательную работу с несовершеннолетними обучающимися в сотрудничестве с их родителями или иными законными представителями;

соблюдать требования устава и (или) иных учредительных документов, правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

систематически повышать свою квалификацию, проходить периодическую аттестацию на соответствие занимаемой должности;

своевременно проходить медицинский осмотр.

Педагогические работники могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством, а также договором, заключаемым между обучающимся и образовательной организацией.

Педагогическим работникам при осуществлении педагогической деятельности запрещается совершение действий, противоречащих нормам морали и этики.

Требования к форме одежды педагогических работников определяются образовательными организациями.

 

Глава 6. Права и обязанности обучающихся, их родителей и иных законных представителей

Статья 47. Права обучающихся

Обучающиеся имеют право на:

получение общего среднего, среднего специального и начального профессионального образования на бесплатной основе;

прием в государственное общее среднее образовательное учреждение по месту жительства (микроучастку);

свободу выбора форм получения образования;

получение качественного образования, соответствующего государственным образовательным стандартам, государственным образовательным требованиям и учебным программам;

получение необходимых условий для обучения, созданных с учетом их психологических особенностей и физиологического развития, а также получение бесплатных психолого-медицинских услуг;

участие в формировании содержания получаемого ими образования, разработанного согласно требованиям государственных образовательных стандартов профессионального и высшего образования, в соответствии с порядком, установленным государственным образовательным учреждением;

защиту жизни и здоровья от любого физического и психологического насилия, оскорблений личности педагогическими работниками и другими участниками образовательно-воспитательного процесса;

каникулы для отдыха и других социальных нужд в период получения образования;

получение академических отпусков и стипендий, восстановление обучения и перевод в другие образовательные организации, из одной формы обучения, профессии, направления образования, специальности в другую;

участие в обсуждении вопросов по управлению образовательной организацией;

бесплатное пользование услугами учебных, методических, научно-производственных, культурных, спортивных и бытовых объектов образовательной организации в процессе получения образования;

участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности образовательной организации.

Обучающиеся могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.

Запрещается в образовательных организациях привлечение обучающихся к работе, не связанной с получением образования.

Статья 48. Обязанности обучающихся

Обучающиеся обязаны:

осваивать знания, умения и навыки на основе учебных программ, посещать занятия, самостоятельно к ним готовиться, выполнять задания педагогических работников;

не оказывать физическое и (или) психологическое насилие по отношению к другим участникам образовательно-воспитательного процесса и не препятствовать выполнению ими своих обязанностей;

соблюдать требования устава и (или) иных учредительных документов, правила внутреннего распорядка образовательной организации, правила мест временного проживания и требований других внутренних документов по организации и осуществлению образовательной деятельности;

стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и расширению своего мировоззрения;

уважать честь, достоинство и деловую репутацию участников образовательно-воспитательного процесса;

беречь имущество, материальные и культурные ценности образовательной организации.

Обучающиеся могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.

Статья 49. Требования, предъявляемые к форме одежды обучающихся

Требования к форме одежды обучающихся в образовательных организациях устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Отдельные категории обучающихся обеспечиваются формой одежды за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан.

Статья 50. Обеспечение обучающихся в образовательных организациях местами временного проживания

Обучающимся в образовательной организации очной формы обучения, а также в период итоговой и промежуточной аттестации по заочной форме обучения при наличии предоставляются места временного проживания.

Места временного проживания предоставляются обучающимся в соответствии с порядком, установленным образовательной организацией.

В случаях наличия нуждающихся в местах временного проживания не допускается использование этих мест в других целях.

Внесение платы за пользование местами временного проживания осуществляется в соответствии с договором, заключенным с образовательной организацией.

Размер платы за пользование местом временного проживания устанавливается образовательной организацией.

Государственные образовательные учреждения вправе снизить размер оплаты за пользование местом временного проживания для отдельных категорий обучающихся или полностью освободить их от оплаты. Дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, а также дети, осиротевшие в период обучения, дети (лица) с физическими, умственными, сенсорными (чувственными) или психическими нарушениями освобождаются от платы за пользование местом временного проживания.

Статья 51. Права и обязанности родителей и иных законных представителей обучающихся, не достигших совершеннолетия

Родители и иные законные представители обучающихся, не достигших совершеннолетия, ответственны за обучение, воспитание, физическое, духовное и интеллектуальное развитие ребенка.

Органы государственной власти на местах, органы самоуправления граждан и образовательные организации содействуют родителям и иным законным представителям обучающихся, не достигших совершеннолетия, в воспитании, защите и укреплении физического и психологического здоровья, а также в развитии их индивидуальных способностей.

Родители и иные законные представители обучающихся, не достигших совершеннолетия, имеют право на:

предоставление возможности получения образования в семье детьми с физическими, умственными, сенсорными (чувственными) или психическими нарушениями, а также нуждающимися в длительном лечении;

принятие решения о продолжении обучения ребенка, получающего образование в семье, в образовательной организации на любом этапе образования с учетом его мнения;

внесение предложений по сотрудничеству с образовательными организациями, совершенствованию образовательно-воспитательного процесса, развитию материально-технической базы, оказанию благотворительной помощи образовательным организациям;

ознакомление с уставом и (или) иным учредительным документом образовательной организации, лицензией, сертификатом о государственной аккредитации, государственными образовательными стандартами, государственными образовательными требованиями, квалификационными требованиями, учебными планами и учебными программами;

ознакомление с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с результатами освоения учебных предметов своих детей;

защиту прав и законных интересов обучающихся;

участие в обсуждении вопросов по управлению образовательной организацией.

Родители и иные законные представители обучающихся, не достигших совершеннолетия, могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.

Родители и иные законные представители обучающихся, не достигших совершеннолетия обязаны:

воспитывать своих детей в духе гуманизма, патриотизма, трудолюбия, уважения духовных, национальных и общечеловеческих ценностей;

обеспечивать получение детьми общего среднего и среднего специального или начального профессионального образования;

обеспечивать посещение детьми учебных занятий и осуществлять контроль за их успеваемостью;

создавать условия для интеллектуального, духовного и физического развития своих детей;

соблюдать правила внутреннего распорядка образовательной организации, регулирующие образовательно-воспитательный процесс;

защищать права и законные интересы своих детей в области образования в отношениях с физическими и юридическими лицами, в том числе в суде, без специальных полномочий;

уважать честь и достоинство участников образовательно-воспитательного процесса.

Родители и иные законные представители обучающихся, не достигших совершеннолетия, могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.

 

Глава 7. Социальная защита участников образовательно-воспитательного процесса

Статья 52. Социальная защита обучающихся

Обучающиеся в образовательных организациях в соответствии с законодательством обеспечиваются льготами, стипендиями и местами временного проживания.

Обучающимся на платно-контрактной основе могут быть предоставлены льготные банковские кредиты.

Негосударственные образовательные организации осуществляют социальную защиту обучающихся в соответствии с законодательством, уставом и (или) иным учредительным документом.

Государство в целях обеспечения социальной защиты создает условия для детей из малообеспеченных семей, детей (лиц) с физическими, умственными, сенсорными (чувственными) или психическими нарушениями, а также для профессионального роста обучающихся данной категории.

Статья 53. Социальная защита работников образовательных организаций

Государством гарантируется социальная защита работников образовательных организаций.

Педагогическим работникам образовательных организаций устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, предоставляются ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск и иные льготы и гарантии.

Педагогическим и другим работникам образовательных организаций гарантируется охрана здоровья, осуществляемая санитарно-гигиеническими, противоэпидемическими и профилактическими мерами.

Образовательные организации в пределах имеющихся средств на оплату труда вправе самостоятельно устанавливать дифференцированные надбавки к заработной плате, должностным окладам и применять различные формы оплаты и стимулирования труда.

Статья 54. Обучение и полное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей

Обучение и полное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, осуществляются за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан.

Статья 55. Обучение и воспитание детей (лиц) с физическими, умственными, сенсорными (чувственными) или психическими нарушениями

Государство обеспечивает бесплатное общее среднее, среднее специальное, профессиональное и внешкольное образование детей (лиц) с физическими, умственными, сенсорными (чувственными) или психическими нарушениями в государственных специализированных образовательных учреждениях, общих средних, средних специальных и профессиональных образовательных учреждениях в инклюзивной форме.

Для обучения и воспитания детей с физическими, умственными, сенсорными (чувственными) или психическими нарушениями, а также нуждающихся в длительном лечении, создаются государственные специализированные образовательные учреждения. Направление обучающихся в эти образовательные учреждения и отчисление из них производятся по заключению медико-психолого-педагогической комиссии с согласия родителей или иных законных представителей.

Обучающиеся государственных специализированных образовательных учреждений находятся на государственном обеспечении.

Статья 56. Обучение и воспитание детей (лиц), нуждающихся в социальной реабилитации

Для детей (лиц), нуждающихся в особых условиях обучения и воспитания, создаются специализированные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие их образование, профессиональную подготовку и социальную реабилитацию.

Для детей (лиц), содержащихся в учреждениях по исполнению наказания в виде лишения свободы, создаются условия для получения образования, воспитания и самообразования.

 

Глава 8. Лицензирование деятельности негосударственных образовательных организаций, аттестация и государственная аккредитация образовательных организаций. Признание документа об образовании, полученного в иностранном государстве, апостилирование документов в области образования

Статья 57. Лицензирование деятельности негосударственных образовательных организаций

Лицензирование деятельности негосударственных образовательных организаций регулируется Законом Республики Узбекистан «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Выдача лицензии негосударственным образовательным организациям, приостановление или прекращение действия лицензии, а также ее аннулирование и переоформление осуществляются Инспекцией по образованию.

Лицензия выдается на неопределенный срок, отдельно для каждого вида образования.

Статья 58. Аттестация и государственная аккредитация образовательных организаций

Дошкольные, общие средние, средние специальные, профессиональные и высшие образовательные организации, а также образовательные организации, осуществляющие внешкольное образование, послевузовское образование, переподготовку и повышение квалификации кадров, действующие на территории Республики Каракалпакстан, подлежат аттестации и государственной аккредитации на соответствие государственным образовательным стандартам, государственным образовательным требованиям и учебным программам.

Аттестация и государственная аккредитация образовательных организаций осуществляются сроком на пять лет.

Аттестация и государственная аккредитация образовательных организаций осуществляются специальным уполномоченным органом государственного управления по заявлению образовательных организаций. Заявление подается за три месяца до окончания срока аккредитации.

Аттестация осуществляется в два этапа — внутренняя оценка и внешняя оценка деятельности образовательных организаций.

Внутренняя оценка является самооценкой образовательной организации.

Внешняя оценка является оценкой, осуществляемой Инспекцией по образованию после проведения внутренней оценки.

Образовательные организации, созданные на основе решений Президента Республики Узбекистан или постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также созданные министерствами, государственными комитетами, ведомствами и органами государственной власти на местах, считаются аккредитованными в течение пяти лет со дня их образования.

Негосударственные образовательные организации считаются аккредитованными в течение пяти лет со дня получения лицензии, по истечении которых проходят аттестацию и аккредитацию в установленном настоящим Законом порядке.

С целью проведения государственной аккредитации образовательных организаций при специальном уполномоченном органе государственного управления создается постоянно действующая комиссия по государственной аккредитации.

Государственная аккредитация осуществляется на основании аттестации образовательной организации. Постоянно действующая комиссия по государственной аккредитации определяет статус образовательной организации и соответствие ее деятельности государственным образовательным стандартам, государственным образовательным требованиям и учебным программам.

При принятии положительного решения о государственной аккредитации образовательной организации ей выдается сертификат установленного образца с указанием срока действия государственной аккредитации.

В случае реорганизации или ликвидации образовательной организации действие сертификата о государственной аккредитации прекращается решением специального уполномоченного органа государственного управления.

В случаях выявления нарушений требований законодательства об образовании или условий, указанных в сертификате, и неустранения выявленных нарушений образовательной организацией специальным уполномоченным органом государственного управления выносится решение об аннулировании сертификата о государственной аккредитации.

Образовательные организации, прошедшие государственную аккредитацию, включаются в Реестр образовательных организаций, и сведения об этом размещаются на официальном веб-сайте специального уполномоченного органа государственного управления.

Статья 59. Проведение внутренней и внешней оценки деятельности образовательных организаций

Образовательные организации перед проведением внешней оценки их деятельности проводят самостоятельную внутреннюю оценку своей деятельности на основе выработанных критериев и показателей аттестации, разработанных специальным уполномоченным органом государственного управления.

Образовательные организации за два месяца до начала проведения внешней оценки их деятельности предоставляют результаты внутренней оценки в специальный уполномоченный орган государственного управления.

Специальный уполномоченный орган государственного управления изучает итоги внутренней оценки деятельности образовательной организации и использует их в процессе внешней оценки деятельности образовательной организации.

Руководитель образовательной организации несет ответственность за достоверность результатов внутренней оценки образовательной организации.

Статья 60. Признание документа об образовании, полученного в иностранном государстве

Документ об образовании, полученный после 1 января 1992 года в иностранном государстве, признается имеющим юридическую силу в Республике Каракалпакстан после прохождения процесса нострификации.

Признание документа об образовании, полученного в иностранном государстве, осуществляется специальным уполномоченным государственным органом управления.

Порядок признания документа об образовании, полученного в иностранном государстве, устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 61. Проставление апостиля на официальных документах в области образования

Апостиль проставляется на официальных документах в области образования с целью подтверждения подлинности подписи лица, удостоверившего документ, а также соответствия подлинности оттиска печати либо штампа.

Подпись, печать или штамп, проставленные на апостиле, не требуют дополнительного подтверждения.

Проставление апостиля на официальных документах, выданных образовательными организациями, осуществляется Инспекцией по образованию.

 

Глава 9. Финансирование и государственная поддержка образования

Статья 62. Финансирование образовательных организаций

Финансирование государственных образовательных учреждений осуществляется из республиканского бюджета Республики Узбекистан, бюджета Республики Каракалпакстан, бюджетов районов и городов, за счет средств заказчиков кадров, а также внебюджетных средств и иных источников, не запрещенных законодательством.

Финансирование негосударственных образовательных организаций осуществляется за счет денежных и материальных средств учредителей, заказчиков кадров и иных источников, не запрещенных законодательством.

Государственные образовательные учреждения имеют право оказывать платные образовательные и иные услуги, а также заниматься предпринимательской деятельностью в соответствии с уставными задачами.

Оказание платных образовательных услуг не должно препятствовать основной деятельности государственных образовательных учреждений.

Порядок взимания платы за оказание дополнительных образовательных услуг в государственных образовательных учреждениях устанавливается ими самостоятельно.

Государственные образовательные учреждения вправе самостоятельно распоряжаться денежными средствами, полученными ими за счет оказания платных образовательных и иных услуг и занятия предпринимательской деятельностью.

Дополнительными источниками финансирования образовательных организаций являются:

средства, поступившие за счет подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на основе договоров, в том числе заключенных с иностранными физическими или юридическими лицами;

средства, поступившие за счет выполнения научно-исследовательских, учебно-методических и иных не запрещенных законом работ на основании заказов физических и юридических лиц;

доходы, полученные от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг образовательными организациями;

средства, поступившие за счет сдачи в аренду зданий, сооружений и оборудования;

денежные средства (проценты), полученные за счет размещения на депозиты в банковские учреждения свободных денежных средств образовательных организаций;

средства, выделяемые органами государственного и хозяйственного управления, а также органами государственной власти на местах;

банковские кредиты и ссуды;

благотворительные средства физических и юридических лиц.

Суммы средств, выделяемые на осуществление дошкольного, общего среднего, среднего специального и начального профессионального образования, устанавливаются Министерством финансов Республики Узбекистан и направляются в образовательные организации по месту обучения воспитанников и обучающихся.

Статья 63. Фонды развития образования

Фонды развития образования могут быть созданы в установленном законодательством порядке за счет взносов и отчислений государственных учреждений и организаций, юридических и физических лиц, в том числе иностранных, а также иных источников, не запрещенных законодательством.

Статья 64. Государственно-частное партнерство в области образования

Государственно-частным партнерством в области образования является юридически оформленное на определенный срок сотрудничество государственного и частного партнеров, основанное на объединении их ресурсов для реализации проекта государственно-частного партнерства.

Негосударственные образовательные организации могут быть созданы на основе государственно-частного партнерства в области образования.

Государственно-частное партнерство в области образования осуществляется в соответствии с принципами, нормами и положениями Закона Республики Узбекистан «О государственно-частном партнерстве».

Статья 65. Привлечение инвестиций в области образования

Государство обеспечивает создание благоприятных социально-экономических, организационно-правовых условий для привлечения инвестиций, направленных на развитие области образования, деятельности образовательных организаций, а также на защиту прав и законных интересов инвесторов, в том числе иностранных.

Статья 66. Имущество образовательных организаций

Образовательные организации должны иметь имущество на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Не допускается приватизация объектов, находящихся в хозяйственном ведении либо в оперативном управлении государственных образовательных учреждений (здания, сооружения, строящиеся здания и сооружения, учебные, производственные и социальные инфраструктуры, здания временного проживания обучающихся, клинические базы и другие объекты недвижимости, в том числе входящие в образовательные кампусы).

В случае реорганизации образовательных организаций их имущество передается вновь созданной образовательной организации на основе правопреемственности.

При ликвидации образовательных организаций принадлежащее им имущество возвращается учредителям (участникам) после удовлетворения требований кредиторов, если иное не предусмотрено законодательством.

 

Глава 10. Международное сотрудничество в области образования

Статья 67. Международное сотрудничество образовательных организаций

Образовательные организации осуществляют международное сотрудничество с соответствующими образовательными учреждениями и организациями зарубежных стран посредством:

развития научно-технического сотрудничества по проблемам образования;

создания совместных факультетов, учебных центров и научных лабораторий;

подготовки совместных образовательных и научно-исследовательских проектов и программ международного уровня;

осуществления совместных фундаментальных и прикладных научно-исследовательских проектов;

проведения научно-практических семинаров, конференций и симпозиумов;

осуществления обмена студентами, магистрами, докторантами, преподавателями и научными сотрудниками;

внедрения программ двойных дипломов (Double Diploma);

других мероприятий, предусмотренных законодательством.

Образовательные организации могут осуществлять подготовку кадров в сотрудничестве с образовательными учреждениями и организациями иностранных государств в соответствии с законодательством.

Статья 68. Международное сотрудничество в области образования

Международное сотрудничество в области образования осуществляется в соответствии с международными договорами и законодательством Республики Узбекистан.

Уполномоченные органы государственного управления в области образования:

сотрудничают с соответствующими компетентными органами, образовательными учреждениями иностранных государств;

направляют на обучение в образовательные учреждения иностранных государств граждан, постоянно проживающих в Республике Узбекистан;

осуществляют обмен педагогическими работниками и обучающимися;

организовывают подготовку, переподготовку и повышение квалификации руководящих и педагогических работников в иностранных государствах;

направляют своих работников и специалистов на международные конференции и стажировки, поддерживают их участие в международных проектах и научных исследованиях.

Уполномоченные органы государственного управления в области образования могут осуществлять и иные мероприятия по развитию международного сотрудничества в области образования в соответствии с законодательством.

Статья 69. Получение образования за рубежом

Граждане, постоянно проживающие в Республике Узбекистан, имеют право на получение образования за рубежом в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан или в индивидуальном порядке.

 

Глава 11. Заключительные положения

Статья 70. Разрешение споров

Споры в области образования разрешаются в установленном законодательством порядке.

Статья 71. Ответственность за нарушение законодательства об образовании

Лица, виновные в нарушении законодательства об образовании, несут ответственность в установленном порядке.

Статья 72. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Каракалпакстан

Признать утратившими силу:

1) Закон «Об образовании» Республики Каракалпакстан от 15 декабря 1997 года №295/I;

2) Постановление Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан № 296/I  «О порядке введения в действие Закона Республики Каракалпакстан «Об образовании от 15 декабря 1997 года»  № 295/I;

3) статью 5 Закона Республики Каракалпакстан от 30 сентября 2014 года №229/XVI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Каракалпакстан»;

4) статью 7 Закон Республики Каракалпакстан от 18 августа 2018 года №200/XXIV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Каракалпакстан»;

5) статью 12 Закона Республики Каракалпакстан от 26 декабря 2018 года №225/XXIV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Каракалпакстан».

Статья 73. Обеспечение исполнения, доведения, разъяснения сути и значения настоящего Закона

Министерству юстиции Республики Каракалпакстан, Министерству народного образования Республики Каракалпакстан, Министерству дошкольного образования Республики Каракалпакстан и другим заинтересованным министерствам, государственным комитетам, ведомствам и организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.

Статья 74. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом

Совету Министров Республики Каракалпакстан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

Статья 75. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.