О КОМИТЕТЕ КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА РЕСПУБЛИКИ КАРАКАЛПАКСТАН

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАРАКАЛПАКСТАН


О КОМИТЕТЕ КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА РЕСПУБЛИКИ КАРАКАЛПАКСТАН

(в новой редакции)

 

Глава I. Общие положения

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является определение статуса Комитета конституционного надзора Республики Каракалпакстан (далее – Комитет конституционного надзора), организация деятельности Комитета конституционного надзора и регулирование его взаимоотношений с другими государственными органами.

Статья 2. Правовой статус Комитета конституционного надзора

Конституционный надзор в Республике Каракалпакстан осуществляется Комитетом конституционного надзора.

Комитет конституционного надзора является государственным органом, осуществляющим надзор за соответствием законодательных актов законодательных и исполнительных органов власти Конституции Республики Каракалпакстан.

Статья 3. Правовые основы деятельности Комитета конституционного надзора

Порядок функционирования Комитета конституционного надзора определяется Конституцией Республики Каракалпакстан, настоящим законом и другими актами законодательства.

Статья 4. Полномочия Комитета конституционного надзора

Комитет конституционного надзора:

По поручению Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан дает заключение о соответствии представленных на рассмотрение Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан проектов законов Республики Каракалпакстан и иных актов, документов Конституции Республики Каракалпакстан;

по предложению не менее одной пятой депутатов Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Председателя Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан представляет Жокаргы Кенесу Республики Каракалпакстан заключения о соответствии законов Республики Каракалпакстан и иных актов, принятых Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан, Конституции Республики Каракалпакстан;

по поручению Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан представляет ему заключения о соответствии Конституции и законам Республики Каракалпакстан постановлений Президиума и распоряжений Председателя Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан;

по поручению Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, по предложению не менее одной пятой депутатов Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Председателя Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан представляет Жокаргы Кенесу Республики Каракалпакстан заключение о соответствии постановлений и распоряжений Совета Министров Республики Каракалпакстан Конституции и законам Республики Каракалпакстан;

Комитет конституционного надзора вправе по собственной инициативе представлять заключения о соответствии Конституции и законам Республики Каракалпакстан законодательных актов законодательных органов и Правительства Республики Каракалпакстан, решений местных органов власти.

Также, Комитет конституционного надзора в ходе осуществления своих полномочий не рассматривает вопросы, относящиеся к компетенции судов или правоохранительных органов.

Статья 5. Избрание Комитета конституционного надзора

По представлению Председателя Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, согласованного с Президиумом Жокаргы Кенеса, на сессии Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан избирается комитет в составе председателя, его заместителя и трех членов.

Каждый член Комитета конституционного надзора избирается в индивидуальном порядке. Избранным считается лицо, получившее большинство голосов от общего числа депутатов Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан.

Комитет вправе начать свою работу, если в состав Комитета конституционного надзора избрано не менее трех его членов.

Статья 6. Срок полномочий члена Комитета конституционного надзора

Срок полномочий члена Комитета конституционного надзора – пять лет.

Председатель Комитета конституционного надзора и его заместитель являются членами Комитета конституционного надзора, приравненными к депутатам Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, действующие на постоянной основе.

Одно и то же лицо не может быть избрано членом Комитета конституционного надзора более двух раз.

Статья 7. Основные принципы деятельности Комитета конституционного надзора

Верховенство Конституции Республики Каракалпакстан, независимость, коллегиальность, гласность и равноправие членов комитета являются основными принципами деятельности Комитета конституционного надзора.

Статья 8. Верховенство Конституции 

Комитет конституционного надзора всей своей деятельностью призван обеспечивать верховенство Конституции Республики Каракалпакстан, реализацию в актах законодательной и исполнительной власти конституционного принципа приоритета прав и свобод человека и других норм Конституции Республики Узбекистан.

Комитет конституционного надзора разрешает дела и дает заключения, руководствуясь исключительно Конституцией Республики Каракалпакстан.

Статья 9. Независимость Комитета конституционного надзора

Члены Комитета конституционного надзора независимы в своей деятельности и подчиняются только Конституции Республики Каракалпакстан.

Вмешательство в деятельность Комитета конституционного надзора не допускается.

Статья 10. Коллегиальность

Рассмотрение дел и принятие решений в Комитете конституционного надзора осуществляется коллегиально.

Статья 11. Гласность

Заседания Комитета конституционного надзора проводятся открыто.

Статья 12. Равноправие членов Комитета Конституционного надзора

При рассмотрении вопросов Комитетом конституционного надзора и при голосовании по рассматриваемым вопросам, члены Комитета конституционного надзора имеют равные права..

Статья 13. Законодательная инициатива Комитета конституционного надзора

Комитет конституционного надзора имеет право законодательной инициативы.

Право законодательной инициативы осуществляется Комитетом конституционного надзора путем внесения проектов законов в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан.

Комитет конституционного надзора назначает своего представителя для участия в рассмотрении представленного им законопроекта в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан.

Статья 14. Порядок деятельности Комитета конституционного надзора

Порядок деятельности Комитета конституционного надзора определяется его Регламентом.

Регламент Комитета конституционного надзора регулирует вопросы, связанные с внутренней деятельностью Комитета конституционного надзора принимается на его заседании.

 

ГЛАВА II. СТАТУС ЧЛЕНА КОМИТЕТА КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА

Статья 15. Требования к кандидату в члены Комитета конституционного надзора.

Председателем, его заместителем и членами  Комитета конституционного надзора могут быть избраны граждане Республики Узбекистан, постоянно проживающие на территории Республики Каракалпакстан из числа специалистов в области политики и права,  обладающие высокими моральными качествами.

Статья 16. Полномочия Председателя Комитета конституционного надзора

Председатель Комитета конституционного надзора:

возглавляет Комитета конституционного надзора и организует его деятельность;

руководит подготовкой вопросов, принятых к рассмотрению Комитетом конституционного надзора;

созывает заседания Комитетом конституционного надзора и председательствует на них;

распределяет обязанности между членами Комитета конституционного надзора;

ежегодно может представлять в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан информацию о состоянии конституционной законности в республике и о результатах обобщения практики деятельности комитета;

подписывает решения и протоколы заседаний Комитета конституционного надзора;

назначает на должность и освобождает от должности сотрудников Комитета конституционного надзора;

распределяет бюджетные средства на содержание и обеспечение деятельности Комитета конституционного надзора.

Председатель Комитета конституционного надзора может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Председатель Комитета конституционного надзора может участвовать в заседаниях комитетов Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан.

Председатель Комитета конституционного надзора издает распоряжения по вопросам, входящим в его компетенцию.

В случае отсутствия председателя Комитета конституционного надзора или невозможности осуществления им своих обязанностей его обязанности исполняет заместитель председателя Комитета конституционного надзора, а в его отсутствие один из членов Комитета конституционного надзора.

Статья 17. Присяга членов Комитета конституционного надзора

Лицо, впервые избранное в состав Комитета конституционного надзора на сессии Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, приносит присягу следующего содержания:

«Торжественно клянусь добросовестно выполнять возложенные на меня обязанности члена Комитета конституционного надзора Республики Каракалпакстан, подчиняться при этом всем положениям Конституции Республики Каракалпакстан и ничему кроме них!».

Статья 18. Деятельность, несовместимая с членством в Комитете конституционного надзора

Члены Комитета конституционного надзора не могут быть депутатами представительного органа государственной власти.

Члены Комитета конституционного надзора не могут быть членами политической партии и участвовать в политических движениях, а также выполнять должностные обязанности в органах, документы которых находятся под контролем Комитета конституционного надзора.

Статья 19.Участие в заседаниях государственных органов члена Комитета конституционного надзора

Председатель Комитета конституционного надзора Республики Каракалпакстан, его заместитель и члены имеют право участвовать и выступать на сессиях Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан.

Председатель Комитета конституционного надзора Республики Каракалпакстан имеет право участвовать и выступать на заседаниях Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан и Совета Министров Республики Каракалпакстан.

Статья 20. Неприкосновенность члена Комитета конституционного надзора

Член Комитета конституционного надзора обладает неприкосновенностью в течение срока своих полномочий.

Член Комитета конституционного надзора не может быть привлечен к уголовной ответственности, задержан, заключен под стражу или подвергнут административному взысканию, налагаемому в судебном порядке, без согласия Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан.

Не допускается принудительный привод  члена Комитета конституционного надзора, а равно досмотр его жилого, служебного помещения, багажа, личного и служебного транспортных средств, переписки, используемых им средств связи, а также принадлежащих ему документов.

Статья 21. Порядок лишения неприкосновенности члена Комитета конституционного надзора

Представление прокурора Республики Каракалпакстан о получении согласия на привлечение члена Комитета конституционного надзора к уголовной ответственности, задержание, заключение под стражу или применение административного взыскания, налагаемого в судебном порядке, рассматривается Жокаргы Кенесем Республики Каракалпакстан, а в период между сессиями Жокаргы Кенеса – его Президиумом, решение Президиума по данному вопросу утверждается в последующем на сессии Жокаргы Кенеса.

Постановление Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан или его Президиума по вопросу дачи согласия на лишение неприкосновенности члена Комитета конституционного надзора незамедлительно направляется прокурору Республики Каракалпакстан.

Прокурор Республики Каракалпакстан, получивший согласие на лишение члена Комитета конституционного надзора неприкосновенности, в трехдневный срок со дня окончания производства по делу обязан сообщить в Жокаргы Кенес о результатах расследования, рассмотрения дела в суде.

Отказ Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан дать согласие на лишение члена Комитета конституционного надзора неприкосновенности является обстоятельством, исключающим в отношении его производство по уголовному делу или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административное взыскание, налагаемое в судебном порядке и влекущим прекращение таких дел. Решение о прекращении соответствующего дела может быть отменено лишь при наличии вновь открывшихся обстоятельств.

Статья 22. Приостановление полномочий члена Комитета конституционного надзора

Полномочия члена Комитета конституционного надзора могут приостанавливаться постановлением сессии Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, а в период между сессиями Жокаргы Кенеса по постановлению Президиума Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан в случаях:

если он был привлечен к уголовной ответственности;

если он занимался деятельностью, занятие которой есовместимо с осуществлением полномочий члена комитета;

признания его безвестно отсутствующим решением суда.

Приостановление полномочий члена Комитета конституционного надзора, за исключением случаев, когда члену комитета в качестве меры пресечения было избрано заключение под стражу, не влечет за собой приостановления выплаты ему заработной платы и не лишает его гарантий неприкосновенности, установленных настоящим Законом.

Полномочия члена Комитета конституционного надзора приостанавливаются до отпадения оснований к их приостановлению.

Вопрос о восстановлении полномочий члена Комитета конституционного надзора утверждается Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан, его Президиумом в период между сессиями Жокаргы Кенеса, постановление Президиума по данному вопросу утверждается в последующем на сессии Жокаргы Кенеса.

Статья 23. Досрочное прекращение полномочий члена Комитата конституционного надзора

Полномочия члена Комитета конституционного надзора прекращаются досрочно на сессии Жокаргы Кенеса по представлению Председателя Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, согласованному с Президиумом Жокаргы Кенеса, а в период между сессиями по решению Президиума Жокаргы Кенеса в следующих случаях:

нарушения им присяги члена комитета;

подачи им письменного заявления;

вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;

продолжения членом комитета деятельности, несовместимой с должностью члена комитета, после сделанного ему предупреждения или приостановления его полномочий;

его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности члена;

утраты им гражданства Республики Узбекистан;

признания его в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;

смерти или объявления его умершим решением суда.

Основанием для рассмотрения такого вопроса может стать поведение, порочащее высокое звание члена Комитета конституционного надзора.

Статья 24. Гарантии по трудоустройству Председателя Комитета конституционного надзора и его заместителя по истечении их полномочий

По истечении полномочий председателя Комитета конституционного надзора и его заместителя им предоставляется прежняя работа (должность), которую они занимали до избрания в Комитет конституционного надзора, а при отсутствии такой работы (должности) – иная равноценная предыдущей работа (должность).

Статья 25. Право члена Комитета конституционного надзора на бесплатный проезд

Член Комитета конституционного надзора на территории Республики Каракалпакстан пользуется правом бесплатного проезда на воздушном, железнодорожном, автомобильном пассажирском транспорте (за исключением такси и городского пассажирского транспорта).

Член Комитета конституционного надзора имеет право бесплатно пользоваться залами для официальных лиц и делегаций аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалов и станций.

Член Комитета конституционного надзора имеет право бесплатного провоза ручного багажа в соответствии с нормами, действующими на каждом виде транспорта.

Порядок расчетов с транспортными организациями определяется законодательством.

 

ГЛАВА 3. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО В КОМИТЕТЕ КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА

Статья 26. Право внесения вопросов в Комитет конституционного надзора

Правом внесения вопросов на рассмотрение Комитета конституционного надзора обладают:

Председатель Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан;

Президиум Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан;

Совет Министров Республики Каракалпакстан;

Группа депутатов – не менее одной пятой части депутатов Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан.

Вопросы могут быть внесены на рассмотрение Комитета конституционного надзора по инициативе не менее двух членов Комитета конституционного надзора.

В случае выявления юридическими или физическими лицами несоответствия законодательных актов Конституции Республики Каракалпакстан, они вносят данный вопрос в орган, уполномоченный представлять его в Комитет конституционного надзора.

Комитет конституционного надзора Республики Каракалпакстан вправе отклонить отдельные  поручения, как несоответствующие его компетенции предложения и обращения.

Статья 27. Рассмотрение вопроса о внесении законопроектов в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан

Комитет конституционного надзора рассматривает на заседании комитета и принимает решение о внесении проекта закона в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан на основе законодательной инициативы.

Решением Комитета конституционного надзора назначается представитель Комитета конституционного надзора, который будет присутствовать при рассмотрении законопроекта в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан. К постановлению прилагается текст вносимого законопроекта.

Статья 28. Сроки рассмотрения вопросов в Комитете конституционного надзора

Вопрос, внесенный на рассмотрение Комитета конституционного надзора,  изучается не позднее чем в семидневный срок со дня его поступления.

Соответствующее решение по рассматриваемому вопросу Комитетом конституционного надзора принимается в месячный срок со дня поступления.

Статья 29. Участники заседания Комитета конституционного надзора

На заседании Комитета конституционного надзора могут присутствовать Председатель Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, его заместитель, председатели комитетов и комиссий Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Председатель Совета Министров Республики Каракалпакстан, председатель суда Республики Каракалпакстан, председатель административного суда Республики Каракалпакстан, прокурор Республики Каракалпакстан и Министр юстиции Республики Каракалпакстан. Они вправе высказать свое мнение по рассматриваемым вопросам.

Статья 30. Порядок принятия решения Комитетом конституционного надзора

Решение Комитета конституционного надзора принимается открытым голосованием.

Член комитета не вправе воздерживаться или не участвовать в голосовании.

Решение Комитета конституционного надзора считается принятым, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании членов комитета.

Член комитета, не согласный с решением комитета, вправе изложить свое мнение в письменной форме и приобщить его к протоколу заседания Комитета конституционного надзора.

Члены комитета не вправе публично высказывать свое мнение о соответствии или несоответствии документов или проектов документов Конституции и законам Республики Каракалпакстан по рассматриваемым комитетом вопросам до принятия заключения комитета.

Статья 31. Созыв на заседание Комитета конституционного контроля    

На заседание Комитета конституционного надзора могут быть вызваны лица, обладающие необходимой информацией или материалами, эксперты и специалисты.

Эксперты и специалисты дают обоснованное заключение по запросам, поданным Комитетом конституционного надзора, и по мере необходимости разъясняют содержание заключения на заседании этого комитета.

Статья 32. Направление заключений Комитета конституционного надзора Республики Каракалпакстан

Заключение о соответствии представленных на рассмотрения проектов законов, действующих законов и других актов, постановлений Президиума Жокаргы Кенеса, распоряжений Председателя Жокаргы Кенеса, постановлений и решений  Совета Министров Республики Каракалпакстан Конституции Республики Каракалпакстан направляется соответственно в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, его Президиум и Председателю Жокаргы Кенеса, Совет  Министров.

Принятие Комитетом конституционного надзора заключений не приостанавливает действия законов.

Действие иных актов приостанавливается до устранения несоответствия Конституции или законам Республики Каракалпакстан.

Уведомления об актах, утративших силу, публикуются в соответствующем порядке.

Статья 33. Решение Комитета конституционного надзора

Решение Комитета конституционного надзора по существу рассматриваемого вопроса о соответствии нормативно-правового акта Конституции Республики Каракалпакстан называется заключением.

В других случаях решение Комитета конституционного надзора может иметь иную форму.

Статья 34. Опубликование решений Комитета конституционного надзора и вступление их в силу

Заключение и другие решения Комитета конституционного надзора могут быть опубликованы в официальных источниках Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан.

Решение Комитета конституционного надзора вступает в силу со дня подписания председателем комитета.

Статья 35. Приведение нормативно-правовых актов в соответствие с Конституцией и законами Республики Каракалпакстан

Несоответствие законов и иных актов, указанных в заключении Комитета конституционного надзора, Конституции или законам подлежит устранению соответствующими органами и их руководителями в месячный срок.

В случае, если данные несоответствия не устранены в указанный срок, вопрос по представлению Комитета конституционного надзора Республики Каракалпакстан рассматривается непосредственно Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан.

Заключение Комитета конституционного надзора не приостанавливает  действие законов.

Действие подзаконных актов приостанавливается по решению Комитета конституционного надзора до тех пор, пока они не будут приведены в соответствие с Конституцией и законами Республики Каракалпакстан.

Нормативные правовые акты, ограничивающие права и свободы человека, считаются утратившими силу со дня принятия заключения Комитета конституционного надзора.

Статья 36. Рассмотрение документа Комитетом конституционного надзора

Заключение Комитета конституционного надзора о противоречии законопроектов и законодательных актов Республики Каракалпакстан Конституции Республики Каракалпакстан предварительно рассматривается комитетами Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан и принимается решение о внесении заключения на рассмотрение в проект повестки дня сессии.

Заключение Комитета конституционного надзора может быть отклонено лишь постановлением Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, принятым двумя третями голосов от общего числа депутатов Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан.

 

ГЛАВА IV. ОРГАНИЗАЦИЯ  РАБОТЫ КОМИТЕТА КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА

Статья 37. Структура Комитета конституционного надзора

Структура и штаты Комитета конституционного надзора Республики Каракалпакстан  утверждается Председателем Комитета конституционного надзора Республики Каракалпакстан, в пределах выделенных ассигнований.

Статья 38. Финансирование Комитета конституционного надзора

Комитет конституционного надзора Республики Каракалпакстан финансируется за счет средств бюджета Республики Каракалпакстан.

 Статья 39. Материальное и социальное обеспечение членов Комитета конституционного надзора

По материальному и социальному обеспечению членов Комитета конституционного надзора, они приравниваются к депутатам Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан.

Председателю Комитета конституционного надзора и его заместителю каждый год предоставляется оплачиваемый трудовой отпуск в размере тридцати шести рабочих дней.

 Статья 40. Удостоверение  и нагрудный знак членов Комитета конституционного надзора

Членам Комитета конституционного надзора выдаётся удостоверение и нагрудный знак. Удостоверением и нагрудным знаком члены Комитета конституционного надзора пользуется в течение срока своих полномочий.

Типовое Положение об удостоверении и нагрудном знаке члена Комитета конституционного надзора утверждается Председателем Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан.

 Статья 41. Печать Комитета конституционного надзора

Комитет конституционного надзора имеет печать с изображением Государственного герба Республики Каракалпакстан и своим наименованием.

 

ГЛАВА V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 Статья 42. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Каракалпакстан

Признать утратившими силу:

1) Закон Республики Каракалпакстан от 07.03.1998 года № 344/I «О Комитете конституционного надзора Республики Каракалпакстан»;

2) О введении в действие Закона Республики Каракалпакстан «О Комитете конституционного надзора Республики Каракалпакстан Постановление Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан № 345/I от 07.03.1998 года.

3) Закон Республики Каракалпакстан от 29.05.2004 г. № 273/II «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Каракалпакстан»;

4) Постановление Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан от 29.05.2004
№ 274/II о введении в действие Закона Республики Каракалпакстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Каракалпакстан»;

 Статья 43. Обеспечение исполнения, доведения, разъяснения сути и значения настоящего Закона

Комитету конституционного надзора Республики Каракалпакстан и Министерству юстиции Республики Каракалпакстан обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.

 Статья 44. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом

Совету Министров Республики Каракалпакстан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

 Статья 45. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Председатель Жокаргы Кенеса

Республики Каракалпакстан                                                        М.Камалов

 

г. Нукус,

12-июня 2021 г.,

№ 130/XVIII