О комплексе мер по оказанию качественных социальных услуг и помощи населению, а также налаживанию системы их эффективного контроля
3052
Указ Президента Республики Узбекистан
В последние годы в стране проводится системная работа по усилению социальной защиты населения, расширению охвата и видов социальных услуг, оказываемых гражданам государством. В том числе в 2 раза по отношению к ВВП увеличились расходы на финансирование социальных программ, в 5 раз расширился охват малообеспеченных семей, получающих пособие, внедрены новые виды пособий для граждан, занятых уходом за лицами с инвалидностью и детьми с инвалидностью. Определение в Конституции, принятой в новой редакции, что права нетрудоспособных и одиноких престарелых, лиц с инвалидностью и других социально уязвимых категорий населения находятся под защитой государства, требует реформирования данной сферы на основе единого подхода. В частности, в целях обеспечения исполнения конституционных обязательств государства по оказанию содействия в трудоустройстве и получении образования лицам с инвалидностью требуется внедрение системы эффективной координации мер, реализуемых в данном направлении. Принимая во внимание принципы социального государства, определенные в Конституции, принятой в новой редакции, в целях безусловного обеспечения интересов и прав граждан на социальную защиту, кардинального повышения качества социальных услуг, оказываемых населению, а также внедрения в данную сферу совершенно новой системы управления, основанной на передовых международных стандартах: 1. Определить основными направлениями государственной адресной защиты населения: внедрение профессиональной системы социальной защиты на основе комплексного подхода; обеспечение социализации слоев населения, нуждающихся в поддержке, путем повышения эффективности и адресности системы социальной защиты; организацию социальной защиты до уровня махалли, налаживание оказания социальных услуг и помощи гражданам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации, на основе индивидуального подхода; расширение охвата населения механизмами социальной защиты; предупреждение попадания в тяжелое социальное положение семей, попавших в группы риска, путем выявления и оказания им комплекса социальных услуг; создание благоприятной среды для жизнеобеспечения лиц с инвалидностью. 2. Образовать Национальное агентство социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан (далее – Агентство), его Каракалпакское Республиканское, областные и Ташкентское городское управления, а также центры социальных услуг «Инсон» в районах (городах). 3. Утвердить: приоритетные направления деятельности Национального агентства социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан согласно приложению № 1; направления деятельности министерств и ведомств, координация и мониторинг по которым осуществляются Национальным агентством социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан согласно приложению № 2. 4. Передать в структуру Агентства: а) с 15 июня 2023 года – из системы Министерства занятости и сокращения бедности: Инспекцию медико-социальной экспертизы и ее территориальные подразделения; Национальный центр реабилитации и протезирования лиц с инвалидностью и его региональные центры; Республиканский центр реабилитации и адаптации женщин и его территориальные отделения; Республиканский реабилитационный центр по оказанию помощи жертвам торговли людьми; дома-интернаты «Саховат» и «Мурувват» для престарелых и лиц с инвалидностью; Республиканский пансионат для ветеранов войны и труда; санатории для пожилых, лиц с инвалидностью, ветеранов войны и труда; б) с 1 января 2024 года: из системы Министерства здравоохранения – дома малютки; из системы Министерства дошкольного и школьного образования – детские дома милосердия; из системы органов исполнительной власти на местах – сектора по работе с несовершеннолетними и семейные детские дома; в) с 1 августа 2024 года: из системы Министерства дошкольного и школьного образования – специализированные школы и школы-интернаты для детей с особыми образовательными потребностями, многопрофильные специализированные дошкольные образовательные организации, а также специализированные учебно-воспитательные учреждения; из системы Министерства высшего образования, науки и инноваций – специализированные профессиональные школы для лиц с ограниченными возможностями; г) с 1 января 2025 года: из системы Министерства внутренних дел – центры по реабилитации лиц без определенного места жительства; из системы Министерства экономики и финансов – Фонд социального страхования. Одобрить предложение Национального паралимпийского комитета Узбекистана о передаче с 15 июня 2023 года в структуру Агентства Школы мужества паралимпийцев, а также совместной координации деятельности Института подготовки специалистов по паралимпийским видам спорта. Установить, что организации и структурные подразделения, указанные в настоящем пункте, передаются в структуру Агентства полностью вместе с действующими источниками финансирования, штатными единицами, правами и обязательствами, имуществом и иными товарно-материальными ценностями. 5. В целях организации оказания социальных услуг на уровне махалли создать с 1 июля 2023 года группы социальных работников в центрах социальных услуг «Инсон» районов (городов) Агентства, основными задачами которых определить: изучение состояния в каждом доме (квартире), выявление реального положения в семьях и их потребностей в социальных услугах; формирование социального паспорта семей по результатам изучения их социально-экономического состояния и потребностей; организацию эффективной работы с нуждающимися слоями населения, в том числе с применением метода кейс-менеджмента, получение от них заявок на оказание социальных услуг и помощи, при необходимости направление заявок ответственным министерствам и ведомствам; ведение регулярного мониторинга семей, оказавшихся в тяжелом положении, а также семей с высоким риском попадания в тяжелое положение, организация для них социальной помощи и услуг. 6. Определить, что: Агентство является уполномоченным государственным органом по разработке и реализации единой государственной политики в сфере социальной защиты и оказания социальных услуг населению; Агентство осуществляет свою деятельность независимо от других государственных органов и организаций, их должностных лиц. 7. Образовать при Агентстве: Социальную инспекцию и ее Каракалпакское Республиканское, областные и Ташкентское городское подразделения; Центр повышения квалификации работников системы социальной защиты; Институт развития социальной защиты; Управление по оценке функциональности лиц с инвалидностью и его территориальные отделы на базе Инспекции медико-социальной экспертизы и ее территориальных подразделений. 8. В целях реализации возложенных на него задач наделить Агентство следующими правами: внесение в компетентные государственные органы представлений по применению мер, установленных актами законодательства, за невыполнение требований программ в сфере социальной защиты населения; принятие нормативно-правовых актов общеобязательного характера – в рамках своих полномочий; составление протоколов об административном правонарушении по фактам, влекущим административную ответственность, – в рамках своих полномочий; использование баз данных государственных органов и организаций в режиме реального времени – для выполнения возложенных на него задач; истребование и получение от государственных органов и организаций необходимых статистических, аналитических и иных данных; определение параметров приема на учебу на основе государственного гранта в государственные высшие образовательные учреждения на льготной основе представителей слоев населения, нуждающихся в социальной защите; создание консультативно-совещательных органов и экспертных комиссий – в рамках своих полномочий; привлечение специалистов государственных органов и организаций к рассмотрению вопросов, требующих специальных профессиональных знаний, – для выполнения возложенных на него задач; заключение договоров сотрудничества и иных договоров по развитию с международными партнерами, международными организациями и экспертами. 9. В структуре Администрации Президента Республики Узбекистан: ввести должность советника Президента Республики Узбекистан по вопросам социальной защиты – директора Национального агентства социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан; образовать Сектор по вопросам социальной защиты. 10. Агентству: а) в срок до 15 июля 2023 года внедрить систему переподготовки и повышения квалификации работников системы социальной защиты с привлечением экспертов ЮНИСЕФ и в соответствии с программами данной организации. При этом уделять внимание подготовке специалистов по оказанию профессиональных социальных услуг населению с привлечением квалифицированных зарубежных и отечественных экспертов; б) в срок до 1 августа 2023 года совместно с Министерством высшего образования, науки и инноваций заново пересмотреть программы обучения социальных работников в бакалавриате и магистратуре высших образовательных учреждений; в) в срок до 15 августа 2023 года внедрить практику информирования населения о социальных услугах и программах оказания социальной помощи населению, в том числе путем рассылки информации на средства мобильной связи; г) в срок до 1 сентября 2023 года разработать и внести предложения по созданию благоприятной среды для лиц с инвалидностью; д) представить в Администрацию Президента Республики Узбекистан: в срок до 1 июля 2023 года в связи с передачей Агентству задач по оказанию социальных услуг и помощи населению – проект нормативно-правового акта по отмене дублирующих функций структур, осуществляющих деятельность в системе других министерств и ведомств, в том числе на уровне махалли; в срок до 1 августа 2023 года совместно с Министерством занятости и сокращения бедности и Министерством экономики и финансов – программу мер по внедрению системы оказания профессиональных услуг, направленную на решение проблем населения на уровне махалли; в срок до 1 сентября 2023 года совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами – предложения о совершенствовании и развитии деятельности социальных учреждений и организаций, переданных в состав Агентства; в срок до 1 января 2024 года – предложения о расширении уровня охвата трудоспособного населения механизмами социального страхования; е) в срок до 1 января 2024 года разработать: стандарты оказания гарантированных государством социальных услуг и критерии мониторинга их исполнения; механизмы социальной защиты по оказанию содействия членам семей лиц с инвалидностью, ухаживающим за ними на дому; ж) совместно с негосударственными некоммерческими организациями и иными институтами гражданского общества внедрить реализацию проектов социального партнерства; з) организовать совет из состава представителей общественности по разработке новых проектов, обсуждению имеющихся проблем и предложений в сфере социальной защиты. 11. Агентству совместно с Министерством цифровых технологий, Министерством юстиции, Министерством экономики и финансов, Министерством занятости и сокращения бедности, Министерством здравоохранения и Министерством дошкольного и школьного образования в срок до 1 октября 2023 года запустить информационную систему «Единая национальная социальная защита», обеспечить ее интеграцию с необходимыми ведомственными информационными системами и базами данных, а также непрерывное совершенствование. 12. Установить, что: а) с 1 октября 2023 года: информационная система «Единый реестр социальной защиты» передается в ведение Агентства; заявления на все виды социальных услуг и помощи, оказываемые населению, в том числе пособия и материальную помощь для детей из малообеспеченных семей, принимаются посредством информационной системы «Единая национальная социальная защита»; б) в рамках внедрения информационной системы «Единая национальная социальная защита»: по запросу Агентства Комиссией по координации реализации стратегии «Цифровой Узбекистан – 2030» обеспечивается интеграция электронных баз данных министерств и ведомств; оказание социальных услуг и помощи населению осуществляется путем направления ответственным министерствам и ведомствам в электронной форме обращений граждан для приема и рассмотрения, а также ведения мониторинга данных процессов; на основе сведений электронных баз данных, указанных в настоящем пункте, вводятся электронные паспорта, отображающие социально-экономическое состояние, потребности и имеющиеся возможности каждого гражданина; с 1 января 2024 года охватываются социальной помощью и содействием на основе «Тетради милосердия», фонда «Доброта и поддержка», «Молодежной тетради» и «Женской тетради». 13. Утвердить Программу мер по организации деятельности Национального агентства социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан и развитию системы оказания социальных услуг и помощи на 2023–2025 годы согласно приложению № 3. 14. Определить каждую пятницу еженедельно в качестве Дня милосердия и щедрости, всем государственным органам и организациям проводить благотворительные мероприятия, в рамках которых регулярно посещать и заботиться о малообеспеченных слоях населения, лицах с инвалидностью и одиноких престарелых гражданах. 15. Образовать при Агентстве с 1 октября 2023 года Государственный фонд социальной защиты и утвердить направления расходования средств этого Фонда согласно приложению № 4. 16. Агентству в срок до 1 сентября 2023 года внести на утверждение в Кабинет Министров Положение о Государственном фонде социальной защиты. При этом предусмотреть механизм обеспечения открытости и прозрачности формирования данных о получателях в разрезе источников финансирования, а также по расходованию средств Государственного фонда социальной защиты. 17. Внести дополнения и изменения в некоторые указы Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 5. 18. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Умурзакова С.У.Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев